Масса.
В арсенале художественных приемов современной аранжировки цветов значительное место отведено так называемой «массе» – концентрации чего-либо в одной точке. В обычной композиции она составляется из мелких цветов (незабудка, анютины глазки, душистый горошек), которые трудно, а порой невозможно использовать поодиночке.

В больших аранжировках «масса» создается из крупных цветов, таких как розы, гвоздики, гладиолусы, гортензии. «Масса» может быть образована из хвои сосны или ели, из крупных листьев. Усиливая влияние окраски отдельных цветов или зелени, «масса» тем самым передает ощущение силы, веса, создает акцент.
Если рядом расположить две «массы» или более, то в любом случае они будут либо гармонировать, либо конкурировать между собой, таким образом, для аранжировщика открываются новые просторы для воплощения его идей. Однако современные аранжировки чаще состоят только из одной «массы».
Эффект «массы» будет более значительным, если рядом присутствует контрастирующий с ней растительный материал, например тонкие или изогнутые стебли, узкие листья. Однако, если «масса» создается в качестве доминирующего элемента композиции, то не стоит использовать чрезмерное колличество контрастирующего материала, чтобы не отвлекать внимание от «массы».
Икебана использует естественные материалы, но создает красоту, отличающуюся от природной. Три элемента – линии, «масса» и цвет – помогают в этом творчестве, они в конечном счете и образуют икебану.