Методы Охара.
Один и тот же стиль можно представить по-разному в зависимости от того, как выражается главное в композиции, что хочет передать художник. В распоряжении аранжировщика имеется целый арсенал методов для того, чтобы добиться желаемого эффекта, а также создать определенное настроение и передать свои чувства.

В школе Охара таких методов выработано пять:
– Натуралистический; – Цветовой; – Эффект «массы»; – Линейного строения; – Абстрактный.
При этом первые два метода (натуралистический и цветовой), отнесены к реалистическому направлению, остальные – эффект «массы», линейного строения и абстрактный – к нереалистическому. Изначально в школе Охара существовали только два первых метода реалистического направления.
Натуралистическим методом художник наиболее полно передавал красоту природы. Сущность этого метода состоит в том, что композиция в целом и все растения, составляющие ее, предстают перед зрителем так, как мы видим их в природе. Аранжировщик лишь подчеркивает их красоту профессиональными приемами.
Основополагающая идея икебаны – передать жизнь растений, ее изменения от сезона к сезону, а также выразить любовь к природе. Необходимо ежедневное наблюдение, чтобы научиться видеть красоту природы, это поможет наполнить аранжировку жизнью и движением, без чего икебана будет статичной и бессмысленной.
Цветовым методом художник передает красоту окраски растительного материала через сочетания колеров: гармоничных, контрастных или дополняющих друг друга. Для более эффектного распределения цвета используются растения разной длины и различное их положение, тем самым создается то мягкая спокойная красота, то радостно-веселая.
В японской аранжировке цвет имеет важное значение, так как он оказывает на человека физиологическое воздействие и в тоже время выражает художественный вкус, индивидуальность аранжировщика. Признание особой красоты, заключенной в цвете и форме растения, вызвало новое направление – использование каждого элемента композиции скорее как части рисунка, а не части природы.
Поэтому в нереалистических аранжировках каждое растение становится предметом, носителем формы, цвета, линии, независимо от характера своего естественного роста. Сочетание растительного материала (ветвей, листьев, корней, цветов) может создавать очень красивый и интересный рисунок.
Современная икебана развивалась в условиях, когда жизнь общества требовала более ярких выразительных средств в музыке, живописи, дизайне интерьера и в быту. Послевоенные годы способствовали появлению новых форм выразительности в икебане. Эффект «массы» явился одним из таких средств выразительности: с его помощью художник может создавать броские акценты в своих композициях.
Метод линейного строения противоположен методу эффекта «массы», но это не делает его менее интересным. Каждая линия, каждый изгиб здесь очень важен, так как определяет динамичность, выразительность и оригинальность композиции.
Подобно абстрактной живописи с ее геометрическими формами и резкими контурами композиции из цветов тоже могут отличаться необычным, выразительным рисунком. Этот метод можно использовать в чистом виде или в сочетании с другими, например эффектом «массы», когда необходимо создать сильные контрасты.
Абстрактный метод позволяет использовать в икебане любой материал нерастительного происхождения. Он считается проявлением более современных тенденций, хотя, строго говоря, некоторые материалы, например песок и камни, применялись в стиле Рикка издавна.
В инородном материале тоже можно увидеть природную красоту, или же она проявиться в сочетании с живыми растениями. У аранжировщика с хорошим художественным вкусом не возникнет проблем при создании композиций, в которых будут сочетаться живые растения и искусственные материалы.
|
|